Только от дизайнера пользовательский интерфейс, разумеется, не зависит. Зависит он от реакции посетителей сайта на него. Насколько она будет положительной, приемлемой с точки зрения дизайна и структуры и как хорошо будет покрывать задачи бизнеса.
Задачи бизнеса, которые решает сайт и интерфейс в частности:
- превращение посетителей сайта в клиентов компании (пользовательский интерфейс «дожимает» посетителя);
- размещение рекламы продукта компании и использование в маркетинговых целях;
- выполнение задачи повторных продаж (непосредственно влияет привлекательность обёртки);
- выполнение задачи повторных продаж (непосредственно влияет привлекательность обёртки);
- получение обратной связи от клиентов (пользовательский интерфейс помогает получить большее количество, предлагая оставить отзыв или подписаться на рассылку);
- создание и поддержание бренда компании (опять-таки «дожимает» до заказа чего-то другого);
- обеспечение конкурентоспособности (хороший пользовательский интерфейс «переплёвывает» конкурентов просто своим наличием в глазах клиентов).
В общем-то, всё просто. Стать лучше конкурентов, увеличить поток клиентов, продажи и поднять репутацию компании. Задачи, для которых вводится пользовательский интерфейс стандартные для бизнеса, каким бы он не был. Пользовательский интерфейс просто помогает в их выполнении.
А теперь немного о том, на что в пользовательском интерфейсе мы повлиять можем, а на что – нет.
От чего зависит пользовательский интерфейс
Дизайнеры, конечно, занимаются разработкой интерфейса. Только вот само его качество зависит от некоторого количества факторов, кроме работы самого дизайнера. Факторы выглядят вот так:
01. Проблема пользователя (решена или нет).
1.1. Проблема пользователя с точки зрения решения его головной боли.
Головная боль посетителя сайта компании – это головная боль компании. В конце концов, посетитель приходит, чтобы его проблему решили. Избавили его от неё как можно скорее и безболезненнее.
Пользовательский интерфейс, как и наполнение сайта, решает проблему пользователя сайта. Помогает ему выбрать товар, услугу, заказать её и желает хорошего дня. Грубо говоря, выполняет ежедневную квестовую линию сотрудника, только в больших масштабах и с большей эффективностью.
Первая задача пользовательского интерфейса – это снизить головную боль посетителя, предложив ему адекватно выстроенную структуру и прочие приятные штуки. Реакция посетителя – это отдельная тема, всем не угодишь, даже будь дизайнер интерфейса трижды дипломирован и выстрадал проект «кровью, потом и головой». Но интерфейс должен решать проблемы пользователя с заходом, комфортным изучением ассортимента, оформлением заказа, конкретизацией сроков доставки или оказания услуги и прочим.
Если интерфейс не решает проблемы пользователя на сайте – он не решает проблемы бизнеса. То бишь, не выполняет свои непосредственные задачи. Тогда зачем он вообще был нужен?
1.2. Снятие головной боли пользователя с точки зрения конкуренции.
Формулировка достаточно странная, чтобы не обратить на неё внимание. Но вот её развёртка. Продукт компании, с точки зрения пользователя, должен решать его проблемы лучше, чем продукт конкурента.
«За что вообще я отдаю деньги, когда эта штука не решает мою проблему» — это то, что проскальзывает в голове посетителя сайта, когда продукт подходит ему хуже, чем продукт конкурента или его просто не устраивает расцветка. Но это по отношению к самому продукту. Теперь, собственно, при чём здесь интерфейс.
Пользовательский интерфейс на сайте – это подача. Если посетителю не комфортно созерцать продукт в окружении чёртовой дюжины баннеров, если ему приходится искать кнопочку, чтобы заказать продукт и тому подобное… В его голове возникает именно эта мысль. И он радостно уходит с сайта на сайт конкурента, где баннеров поменьше, а кнопочка поближе.
02. О структуре, дизайне, переходах.
2.1. Структура сайта.
Структура должна быть понятной, а навигация по сайту быть комфортной и находиться под рукой. Больше структура и навигация никому и ничего не должны. Грамотное структурирование информации зависит от тех, кто её раскладывал по полочкам изначально – и от него зависит сайт компании в дальнейшем.
При адекватной структуре посетитель легко и непринуждённо найдёт нужный ему раздел. При адекватной навигации по сайту – будет изучать несколько разделов.
Без адекватно встроенной структуры дизайн и клёвые анимации сайту ничем не помогут. Дизайн может быть сколько угодно красочным и чистым. Но зачем красивая страница, на которой невозможно найти переход в интересующий раздел – непонятно. И понятно вряд ли будет.
Структура сайта – это специальная штука, которая, при грамотном построении и подходе, дожимает посетителя из «тёплого» в «горячее» состояние. То есть, превращает его из рядового посетителя сайта, в готового к оплате продукта клиента. Соответственно, решает задачи бизнеса.
2.2. Дизайн сайта.
Теперь о дизайне. Если адекватно выстроена структура сайта и к ней приложена грамотная навигация – дизайн станет отличным подспорьем. Если же нет – то слегка осложнит жизнь.
Дизайн – это обёртка конфеты. Каким бы ни было содержимое – с коньяком, марципаном или шоколадом (каким бы ни был продукт), задача дизайна – сделать его привлекательным. Выглядящим съедобным и полезным.
Хорошо оформленный дизайн, который делает обёртку компании и продукта привлекательной, но при этом не режет глаза – это то, что увеличивает продажи продукта. А значит, отчасти, решает задачи бизнеса.
2.3. Переходы по сайту и анимации.
Добавляют красочности и индивидуальности пользовательскому интерфейсу.
Тоже относятся к дизайну и вызывают некоторую ответную реакцию пользователя. Чем быстрее и красочнее будет переход и анимация на сайте – тем лучше. В конце концов, некоторые разновидности переходов тоже помогают с решением проблем и задач бизнеса, заинтересовывая потенциального клиента.
03. О факторах, которые вообще не регулируются пользовательским интерфейсом, но на мнение посетителя влияют.
3.1. Настроение самого посетителя.
На настроение посетителя сайта, если он уже встал не с той ноги и зашёл на ресурс повлиять дизайном или хорошим контентом почти невозможно. Да, можно привлечь его внимание. Да, можно заинтересовать. Только вот реакция посетителя на контент и продукт всё равно будет заведомо негативной, ибо он уже встал не с той ноги.
Бороться с плохим настроением – не задача бизнеса и сайта, да и задача невыполнимая изначально. Но плохое настроение трёх десятков посетителей отыгрывает на продажах, как массовая осенняя депрессия.
3.2. Скорость интернета у посетителя.
Не путаем со скоростью загрузки сайта – она напрямую зависят от разработчиков сайта и, частенько, качества технической поддержки. Это именно скорость интернета у посетителя сайта. И это вторая проблемка, которую решить нельзя никак (совсем), но она отчасти влияет на проходимость.
Есть такая фраза: «Но есть такие взрослые, у которых в падении виновата скамейка». Фраза достаточно ёмко описывает людей, у которых виноват предмет, сайт, производитель, даже если предмет туда ставили они сами, сайт не загружается, потому что вместо 4G E, а производитель виноват в том, что они не прочитали инструкцию по применению.
Радостные и довольно-таки странные люди, у которых скорость интернета немного упала, пытаются зайти на сайт компании, найдя его в поисковике. И у них не получается этого сделать – скорость загрузки низкая. Винить свой собственный телефон, ноутбук или компьютер они не будут. Зато будут винить сайт в том, что он не загружается и больше на него, скорее всего, не зайдут.
Погрешность, кстати, отражается и на статистике.
3.3. Понятливость посетителя.
Отдельная тема, связанная с образованностью и понятливостью отдельных индивидов. Каким бы ни был интересным контент для пользователей, каким бы он ни был понятным, как бы его не писали и раскладывали по полочкам и какие бы цитаты и факты не приводились – найдётся человек, который информацию не поймёт.
Не понял бы и ладно. Но нет. Он не только не поймёт, но ещё и праведно вознегодует, накатает километровый отзыв о непонятности и оскорблении чувств отдельного индивида, нецелесообразности покупки конкретного товара, нецелесообразности представления услуги, отвратительности дизайна, непонятности каталога, и, довольный собой, поставит единичку.
«Мне не надо, и остальным не надо», «я не понял, значит, никто не поймёт».
Благодаря таким индивидам, у продукта будет не 5 звёздочек, а 4,5 или 3, а это изрядно понижает продажи продукта и бьёт по репутации компании. Хотя пользовательский интерфейс в порядке – на людей не повлияешь.