В советское время было предельно просто. Никто не обращал внимания на название приобретаемой продукции. Скорее, было важно само наличие товара на прилавке. Эпоха тотального дефицита стала частью прошлого. Теперь наблюдается такое изобилие, что потребитель буквально теряется.
В таких обстоятельствах производителям нужно не только создать продукт, который станет соответствовать выдвигаемым к нему требованиям государства и покупателя, но и запомниться, врезаться в память. Для решения этой задачи важно придумать такое обозначение, которое позволит выделиться из общей массы, вызвать положительные ассоциации.
Как раз поэтому коллективу «Веб Фокус» частенько приходится устраивать мозговые штурмы, чтобы придумать яркое название торговой марки или предприятия в целом. Какие-то имена рождаются буквально сразу, «прилипают» к товару, другие – плод мучений и исканий.
При этом существуют определенные методики, которые нужно использовать. Сегодня хотелось бы поговорить как раз о таких моментах. Интерес появился? Тогда вперед в джунгли нейминга!
Что такое нейминг?
Такое красивое название получила одна из дисциплин маркетинга, посвященная разработке различного рода обозначений. Нельзя сказать, что на 100% является порождением новой эры, ведь известен в том или ином виде с незапамятных времен. Имя – первая точка соприкосновения потребителя с товаром. Как известно, встречают по одежке, поэтому упускать из вида не стоит.
Если до 20 столетия проблема яркого наименования не была такой острой, то активное развитие рыночных отношений привело к усилению конкуренции. Если раньше требовалось не так много усилий, чтобы завоевать потребителя, то смена столетий ознаменовала настоящую войну брендов. Кроме того, стали активно использоваться психологические приемы.
Официальной датой рождения нейминга считается 1976 год, когда экспериментально доказано воздействие звуковых ассоциаций на восприятие текста. С тех времен появилось немало ярких названий. Одни ушли в прошлое, другие – живы и поныне. История продолжается!
Алгоритм создания нейма
Чтобы не потратить время и деньги впустую, стоит придерживаться последовательности действий, которую приводим ниже:
- Изучить конкурентов и их подход к придумыванию обозначений.
- В соответствии с позиционированием торговой марки выбрать ту или иную стратегию. Обычно предполагается отстройка от конкурентов, но известны случаи, когда имя придумывалось с оглядкой на известный бренд (вспомните Coca-Cola и Pepsi-Cola).
- Проанализировать целевую аудиторию, чтобы выбрать тип названия – традиционное (для людей старше 30 лет) или модернистское (для юной и молодой аудитории).
- Выполнить подбор лексем, которые, как полагается, будут вызывать положительные ассоциации у аудитории (к примеру, технически продвинутые люди любят аббревиатуры). Не доверяйте собственному словарному запасу, используйте толковый словарь. Если не нашли подходящий вариант, придумайте неологизм (яркий пример — Kodak).
- Протестировать название на целевой аудитории. Создаются фокус-группы, мнение которых учитывается при принятии окончательного решения.
- Оформить имя торговой марки в соответствии с требованиями действующего законодательства. Важный момент, ведь удачный нейм способны элементарно украсть!
Считаете, что ничего сложного?! Попробуйте придумать хотя бы одно имя товара! Мало обладать теоретическими знаниями. Требуется креативность, способность мыслить нестандартно, «дышать» вместе с целевой аудиторией.
Правила, которых стоит придерживаться
Приведем некоторые рекомендации, которые позволят придумать уникальное и броское название. О торговой марке непременно заговорят, если учитывать следующее:
- держите в голове ассоциации, которые способно вызвать то или иное слово. Если возможно двоякое восприятие, лучше откажитесь. К примеру, слово «щит» в английском языке схоже по звучанию с лексемой с негативной окрашенностью. Для продвижения на западном рынке не подойдет;
- избегайте банальностей. «Элит», «престиж», «люкс» – обозначения, которые заезжены до дыр. Не хотите же, чтобы путали с другими? Проявите фантазию или поручите профессионалам;
- названия из 2 и больше слов информативнее других, но потребители не любят запоминать длинные обозначения. Обычно их сокращают. Хотя встречаются и удачные примеры. Смотрите по ситуации;
- старайтесь не использовать неймы, которые легко пародировать (придумать максимально близкое слово). Отстроиться можно только при условии, что данное правило соблюдается;
- цифра в обозначении торговой марки – идея не из лучших. Людям сложно удержать в голове;
- избегайте лексем с «плавающим» ударением;
- не используйте обозначения, которые плохо встраиваются в бытовую речь;
- идеальное название должно легко произноситься и отражать суть товара.
Целесообразно решать вопрос о создании наименования коллективно. В компаниях, занимающихся маркетингом, обычно проводится общее обсуждение. Каждый предлагает собственные варианты. Лучшие версии дополнительно продумываются, что и позволяет достигнуть желаемого результата.
Скажем больше, на просторах Рунета присутствуют площадки, на которых можно объявить конкурс на лучшее обозначение компании, товара или услуги. Потребуются определенные вложения, но стоит помнить, что высокие продажи не достигаются просто так. Нужны усилия и инвестиции.
Нейминг – это только для бизнеса?
А вот и нет! С проблемой создания ярких наименований сталкиваемся повсеместно. Представьте педагога-организатора в школе, которому поручили подготовить мероприятие. Если придумать достойное имя, интерес у учащихся и преподавателей повысится.
К сожалению, часто наблюдается ситуация, когда неймингу уделяется минимум внимания. Сильны советские пережитки. Почему-то считается, что все конкурсы и собрания являются «проходными», что важно только поставить соответствующую отметку в отчетности. В итоге приходим к тому, что аудитории не хочется принимать участие, даже если идея привлекательная.
В компании «Веб Фокус» нейминг любят. И копирайтеры, и дизайнеры, и сеошники, и менеджеры по продажам. Подобные мероприятия позволяют не только проявить творческие способности, но и почувствовать единение с коллегами. Чувство локтя стоит дорого!