Привлечение посетителей — основная задача каждого сайта независимо от тематики. Качественный целевой трафик способствует расширению клиентской базы предприятий, повышению объемов продаж площадок e-Commerce, увеличению прибыли от рекламных объявлений новостных порталов.
Кроме того, увеличение посещаемости — это продуктивный метод нахождения инвесторов, рекламодателей и партнеров по бизнесу. Соответственно, проседание трафика сайта наносит бизнесу ощутимый ущерб.
Существует ряд причин, по которым сайты теряют трафик. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме детально и восстановить приток посетителей, веб-мастерам необходимо тщательно изучить каждый аспект.
1. Обновления алгоритмов поисковых систем
Быстрое падение трафика может быть связано с изменением алгоритмов поисковых систем. Поисковики постоянно совершенствуются в сторону того, чтобы предоставить веб-пользователям удобное и качественное обслуживание. В зависимости от типа обновления алгоритма ранжирования сайт может как получить, так и потерять некоторый трафик.
Google задействует алгоритмы машинного обучения, ввиду которых изменения в поисковой выдаче проходят в режиме реального времени без участия специалистов. Поисковик вносит изменения минимально дважды в день. По итогам в год насчитывается свыше 650 обновлений. Однако подобные модификации несущественные и не влияют массово на веб-ресурсы и рейтинг. Помимо этого, проводятся также крупные изменения корневого алгоритма поискового ранжирования, что может негативно сказаться на видимости веб-сайта. Потеря позиции в выдаче уменьшает органический трафик, количество просмотров страниц и, как следствие, интерес покупателей и показатели конверсий.
Если причина проседания посещаемости заключается в поисковых обновлениях, вернуть прежние показатели трафика вполне реально. Обновление алгоритма, как правило, нацелено на конкретный аспект, например, актуальность обратных ссылок, пользовательский опыт, качество контента и т.д. Первоначально стоит выявить, какие конкретно изменения вносились в систему, затем соотнести эти изменения с проблемными факторами на ресурсе, на котором наблюдается спад трафика. Далее можно предпринять соответствующие шаги для решения этих проблем.
Наиболее действенный совет, который поможет избежать трафикового спада, связанного с изменением алгоритмов поиска — следовать безопасным методам продвижения и рекомендациям поисковиков.
Чтобы снизить негативное влияние обновлений алгоритма, можно использовать результативный кросс-канальный маркетинг для получения трафика из различных источников — социальных сетей, электронной почты и т.д.
2. Ручные санкции, наложенные поисковыми системами
Резкое снижение посещаемости сайта может быть следствием санкций поисковиков, которые являются результатом ручного выполнения, а не алгоритмических процессов.
Фильтры, накладываемые на веб-сайты, разработаны с целью борьбы с поисковым спамом — «недобросовестными» методами попадания в топовые позиции результатов выдачи, т.е. применением методов «черного» или «серого» SEO-продвижения.
К примеру, контент, который включает подозрительно высокую частоту ключевых слов, подвергает сайт попаданию под фильтр Яндекса «Баден-Баден». «Минусинск» накладывается за чрезмерное число SEO-ссылок. Так или иначе, любые санкции ведут к автоматическому перерасчету рейтингов веб-сайта, в результате чего колоссально проседает посещаемость.
Первым шагом к восстановлению сайта станет устранение ручных фильтров. Для этого необходимо зайти в учетную запись Google Search Console или Яндекс.Вебмастер, чтобы проверить уведомления в соответствующих разделах о мерах, принимаемых вручную.
В Google Search Console раздел называется «Проблемы безопасности и меры, принятые вручную», в Яндекс.Вебмастер — «Безопасность и нарушения».
Далее изучаются типы накладок, обнаруженные на проблемном сайте, и список веб-страниц, которые не соответствуют рекомендациям поисковиков. В отчете также представлены предложения по устранению нарушений.
3. Отсутствие индексации
Следствием исключения сайта или отдельных веб-страниц из индекса становится снижение видимости в результатах выдачи, за чем закономерно следует спад трафика. URL-адреса, выпавшие из индексации, зачастую являются первостепенным фактором внезапной потери трафика.
Чтобы выявить наличие индексации, достаточно вбить в строку поиска соответствующей поисковой системы запрос «site:адрес_сайта». Система либо выдаст результат о наличии, либо не выдаст ничего в случае отсутствия индексации.
Меры по возвращению веб-ресурса в индекс начинаются с проверки robots.txt на предмет запрета индексирования отдельных страниц или разделов (Disallow: /). Также запрет на индексирование может находиться на самой странице (тег «noindex»).
Остальные причины, по которым веб-сайт выпадает из индекса, менее очевидны. К примеру, отсутствие обновлений, смена CMS, изменения структуры URL и др.
4. Потерянные обратные ссылки
Качественная ссылочная масса не только помогает веб-сайтам в повышении рейтинга в результатах поисковой выдачи, но также несет ответственность за привлечение реферального трафика со сторонних влиятельных ресурсов.
Потеря существенного количества обратных ссылок с авторитетных доменов сопровождается снижением позиций и проседанием трафика. Такое явление происходит ввиду разных факторов.
Зачастую причина заключается в проведении технических работ на ресурсах-донорах. В процессе таких мероприятий ссылки, ведущие на продвигаемый веб-сайт, могут быть удалены или исключены из индексации.
К сожалению, происходит и так, что автор намеренно удалил страницу (и ссылку вместе с ней). В этой ситуации мало что можно сделать. Однако в некоторых случаях страницы удаляются по ошибке.
Восстановление обратных ссылок — затруднительный процесс. Так или иначе, следует обратиться к владельцу сайта и сообщить о потерянных ссылках. В случае удачного расклада, за этим последует восстановление удаленной страницы (и ссылки вместе с ней).
Такие SEO-инструменты, как Ahrefs или Moz, помогают мониторить и контролировать потерю обратных ссылок. При этом всегда важно убедиться в создании только релевантных и качественных обратных ссылок для веб-сайта.
5. SEO-активность конкурентов
Зачастую случается так, что сайт делает все правильно с точки зрения SEO, в рамках рекомендаций и правил поисковых систем, однако рейтинг по-прежнему идет на спад, а вместе с ним снижается посещаемость. Нередко причиной становится конкурентная SEO-активность. В таких ситуациях просадка по трафику может быть как продолжительной и затяжной, так и молниеносной.
Конкуренты, безусловно, включают поисковую оптимизацию в свои маркетинговые кампании. Если не создавать при этом сопротивление и не предпринимать аналогичные меры, конкурирующие компании рано или поздно вытеснят ресурс из результатов поиска.
Чтобы предотвратить подобный нежелательный исход, следует не только задействовать поисковую оптимизацию, но и регулярно проводить анализ конкурентов. Важно отслеживать активность других игроков на рынке, анализировать маркетинговую деятельность в социальных сетях, стратегии построения ссылок и контент-маркетинг.
Понимание тактики оппонентов и сравнение показателей скорости загрузки сайта, типа контента и других элементов с собственным сайтом помогут в устранении уязвимых мест, а также позволят вносить своевременные изменения в собственную стратегию и вырываться вперед.
6. Сезонность
Посещаемость на веб-сайтах также колеблется в зависимости от времени года. Например, с середины весны до конца лета у предприятий туристической тематики наблюдается всплеск спроса и посещаемости, связанный с повышенной покупательской активностью в курортный сезон.
Как правило, спад посещаемости из-за сезонности автоматически останавливается после стабилизации рынка. Однако, если снижение трафика продолжится, бизнесу необходимо пересмотреть стратегии привлечения посетителей.
Хотя в большинстве случаев контролировать влияние сезонности сложно, компании могут следовать некоторым прогрессивным методам для избежания связанных с этим нежелательных последствий.
Специализированные сервисы аналитики для сравнения посещаемости в текущем и предыдущем году позволят понять систематичность спада и выявить наличие сезонности.
Расширение тематики веб-ресурса, добавление интересного, полезного и универсального, не зависящего от сезона контента, — действенное средство в борьбе с сезонным перекосом.
Дополнительные причины
Существует также масса других вероятных причин, влияющих на посещаемость сайта.
- Ошибка отслеживания. Важно убедиться в корректности данных, касающихся трафика. Для этого необходимо проверить работу кода отслеживания. Зачастую неисправности кода влекут за собой искажение данных в Google Analytics и Яндекс.Метрика. Случаются также ситуации с удалением кода по ошибке в процессе технических работ.
- Медленная скорость загрузки. Причиной долгой загрузки зачастую становится то, что элементы веб-страницы (изображения, видео и другие файлы) не оптимизированы или просто слишком велики. Скорость загрузки страницы проверяется с помощью PageSpeed Insights.
- Смена URL адресов. Как массовое, так и единичное изменение URL-адресов также становится причиной просадки посещаемости. Зачастую после переезда на новый домен, либо при структурных изменениях проиндексированные страницы выдают ошибку 404. В таком случае применяется 301 редирект для переадресации со старых адресов на новые.
Заключение
Наряду с вышеупомянутыми факторами, веб-сайт испытывает снижение посещаемости из-за множества других причин, включая редизайн и проблемы, связанные с сервером. Так или иначе, первым шагом к устранению снижения трафика является определение первопричины и работа над ее устранением.
Краткое изложение методов, которые помогут вернуть и увеличить посещаемость:
- обновление контента, добавление свежих и полезных сведений;
- наращивание качественного ссылочного профиля: ссылки с авторитетных доменов повышают авторитет веб-страниц в поисковых системах;
- оптимизация ключевых слов;
- изучение алгоритмов поисковиков: зачастую изменения алгоритмов поиска — наиболее вероятное объяснение спада посещаемости. Выявление корреляции между обновлениями алгоритмов и трафиком помогает избежать потенциальных проблем.
Как правило, проблема снижения трафика легко решаема, если оперативно выявить причину.
Главное, внимательно относиться к оптимизации сайта, обращаться только к квалифицированным специалистам и всегда думать о пользователях, ведь в конечном итоге все делается именно ради них.